Статьи

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛЮБИТЕЛЬСКОГО САДА.

Не бойся первой ошибки - избегай второй…

Давайте начнем с того, в чём, на мой взгляд, состоит разница между профессиональным и любительским подходом в создании сада.
Первое, что бросается в глаза – это разность концепций. Если профессионал начинает движение от планировки пространства, плавно продвигаясь к воплощению идеи в целом, то любитель, напротив, начинает с деталей, т.е. набора понравившихся растений.
Общаясь с цветоводами, не раз слышала такие слова – «У меня есть туя, две спиреи, японский пион, рододендрон, астильба…» и т.д. В результате хаотических покупок, основой которых является – «А мне понравились вот эти розовенькие цветочки!», происходит накопление совершенно разноплановых растений. И в один прекрасный день садовод, оглядывая итоги своего многолетнего труда, может ощутить разочарование. Что в последствии послужит толчком к изучению законов растительных композиций и планировки сада.
Профессионал движется другим путем: для него основу сада составляют отнюдь не растения, а функциональное зонирование и структурные элементы - мощение, дорожки, площадки, подпорные стенки, малые архитектурные формы.
Именно эти основополагающие моменты создают и удерживают пространство единым. Взгляните на такой сад в межсезонье и убедитесь в этом.








На фото четко читается структура сада и заданные обьемы. Он не потеряет своей структуры.




Отсюда проистекает и разность приоритетов. Дизайнер работает крупными мазками, прежде всего наполняя пространство ассортиментом дендрологическим. Любителя же, напротив, привлекает травянистая, многолетняя «пестрорядь» и небольшие кустарники.
Ни в коей мере не хочу принизить те навыки, что демонстрируют многие цветоводы, и колоссальный труд, затрачиваемый ими на любимое дело. Нельзя не отметить, каким энтузиазмом, в накоплении сортов и знаниями их агротехники они обладают. Т.к. период систематизации знаний и первоначального накопления информации для многих их них остался далеко позади, бывает, что созданные любителями цветочные композиции удивляют и профессионалов. Но, к сожалению, такие случаи не часты.
Однако волшебный дух сада привлекает все новых и новых последователей. Этим увлеченным еще предстоит пройти свои садовые университеты. Именно их внимание хотелось бы акцентировать на самых распространенных ошибках начинающих садоводов.

Отсутствие базовой идеи, стиля и плана

Этой темы я уже касалась. Пожалуй, из всех проблем, поджидающих начинающего – она самая главная. И будучи не проработанной, становится обременительной ошибкой. Следствие - многократные переделки сада и перетаскивание взрослых растений с места на место.
Наличие первоначальной концепции - определение стиля и формирование древесно- кустарниковой основы, позволяет избежать пересадок и выдержать образ сада. От целого к частному и не иначе.


Положительные примеры планировки сада.





Сад на фото имеет пейзажный тип планировки. В композиции упор делается на отдельную графику ветвей, цвет коры, созревшие семена или плоды. Пространство участка, наполненного такими хвойно- кустарниковыми группами, зимой, также будет сохранять свою структуру и его планировочный замысел останется читаемым.











Задана жесткая структура сада.



Избыток декоративности


Разнообразный, яркий и пестрый сад, наполненный удивительными экзотами - часто встречающаяся картина.                     

                                 





Первое впечатление – не знаешь, на что смотреть. Все сливается в бесконечных переходах цвета и формы.











Второе ощущение – зрительное утомление от избыточной напряженности видеоряда.



                                                                      Избыток декоративности





Природная красота простых растений не менее важна.

Сад, как живописное полотно, будучи перегруженным красками и формами, утрачивает художественную ценность, превращаясь в лубок.
Как тут не вспомнить старую поговорку – свита играет короля! Так позвольте ей выполнить свою роль.


Роскошные пионы, лилейники с гигантскими махровыми цветками, вычурные гейхеры, флоксы всех возможных оттенков с трудом компануются друг с другом, создавая слишком яркую тяжеловесную картину. Для того, чтобы вся эта роскошная компания «заиграла», необходима простенькая свита, должным образом оттеняющая их неповторимость и красоту. Здесь и приходят на помощь травянистые многолетники с множественными мелкими цветками, а также всевозможные нецветущие растения, образующие, крупные, разных оттенков зеленого цвета, куртины.



Экологическая несовместимость

Совместные посадки растений с разными экологическими требованиями, как и выбор растений, несовпадающих с условиями участка и трудных в уходе, никогда не создадут желаемого декоративного эффекта. Либо потребуют больших физических и материальных затрат.

Всего по чуть-чуть

Эта ошибка, пожалуй, самая распространенная. Садоводом движет страсть коллекционирования, и с ней очень трудно бороться. Ведь современный садовый рынок каждый год выбрасывает огромное количество новых селекционных форм. Где уж тут устоять. Да и цены кусаются. Вот и покупают пятнадцать разных видов, все по одной штуке. Но из них не создать композиции. Возникают дробные посадки, не дающие цветового пятна. Кто- то из садовых корифеев говорил: "Пересмотри список растений, выброси половину запланированных, и удвой то, что осталось".
И еще добавлю. Стремление к последним новинкам и садовым экзотам мешает созданию гармоничной картины. Лишь неприхотливые и обильно цветущие растения с точки зрения композиции представляют интерес. Т.к. крупные группы однотипных растений легко читаются и выглядят эффектнее, нежели роскошные одиночки.








Правильная компановка миксбордера - крупными куртинами




Отсутствие посадочного места


Здесь речь идет не о нарушении правил агротехники, а о неправильном размещении растений. Скорее всего, вам приходилось видеть такой сад. По площади всего участка аккуратно рассажены разнообразные растения, имитируя набивной ситчик. У этого стиля есть два крупных минуса. Крайне затрудняется уход за посадками и отсутствует целостность восприятия сада. Напротив, будучи собранными в группы, они дают цельную композицию из

разных объемов и цветовых пятен.


Главным является только цветение




В этом мне видится некоторая однобокость подхода. Апофеоз цветения мимолетен, и с чем же мы сталкиваемся после? Разваливающиеся кусты, оголенные стебли, теряющую декоративность листву. Вид цветника безнадежно испорчен. Красота и стабильность всего растения целиком на всех этапах его вегетации - вот залог дальнейшего успеха композиции до и после цветения.



Цветовая дисгармония


Наличие неудачных цветовых сочетаний - это первое, что бьет по глазам, иногда на корню уничтожая проделанную работу. Бесконечный цветовой винегрет не дает прочесть замысел, вызывая лишь утомление увиденным. Присутствие ярких контрастов мешает созданию комфортной среды, генерируя постоянное напряжение. Лишь плавное, нюансное перетекание цвета в теплой или холодной гамме с отдельными контрастными точками может произвести должное впечатление.


И последнее что хотелось сказать, видели ли вы что-нибудь более гармоничное, чем лесная опушка или луговина, покрытая полевыми цветами. Пойма реки со склоненными ивами или бескрайняя ширь поля с одинокой березой. Все лучшие пейзажные сады, созданные великими дизайнерами, по своей структуре максимально приближены к природным сообществам. Что же остается нам, простым смертным - как ни учиться у матушки природы, подмечая все нюансы переходов цвета, все контрасты размеров и форм, рожденные ее удивительным талантом.






                                 Удачная имитация природных сообществ




Нет комментариев

Добавить комментарий